Вы здесь

Комплексная система оценки состояния охраны труда в ОАО «РЖД»

Пилотная работа включала в себя как работу на центральном уровне (проведение совещаний рабочий группы, выездные проверки, телефонные анкетирования), так и на региональном (проведение выездных совещаний с работниками, ежедневное ведение КСОТ-П в пилотных предприятиях, проведение ежемесячных и квартальных аудитов). В октябре того же года состоялось подведение итогов пилотного проекта и с 2014 года началась работа по внедрению КСОТ-П во все структурные подразделения вагонного хозяйства. О том, что такое КСОТ-П и как это работает – наш сегодняшний материал.

КСОТ-П заключается в систематическом контроле за состоянием охраны труда в производственном и в структурном подразделении с целью функционирования и совершенствования системы управления охраной труда, создания безопасных условий непосредственно на рабочих местах и обеспечения санитарно-бытовых условий.

Целями КСОТ-П являются:

  • вовлечение руководителей среднего звена, профсоюзной организации, непосредственных исполнителей работ к управлению охраной труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
  • ведение визуального контроля за состоянием охраны труда в производственных подразделениях;
  • формирование прозрачной системы самоконтроля по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балловой оценкой по каждому критерию;
  • выработка мероприятий по минимизации факторов риска.

Основные задачи КСОТ-П:

  • вовлечение работников в процесс обеспечения безопасных условий труда;
  • выработка у работников поведенческих навыков по выявлению факторов рисков и опасностей, которые могут привести к травмированию;
  • формирование у работников нового отношения к организации труда;
  • точечное планирование финансовых средств;
  • контроль за устранением несоответствий.

По КСОТ-П устанавливается трехуровневая система контроля: ежедневная (ежесменная), ежемесячная, ежеквартальная.

Первый уровень контроля – ежедневный (ежесменный) контроль

 

При проведении ежедневного (ежесменного) контроля непосредственный руководитель работ в начале рабочего дня (смены) должен проверить:

  • устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
  • наличие у работников действующих удостоверений;
  • правильность оформления нарядов-допусков и других документов на выполнение работ, связанных с повышенной опасностью;
  • наличие и исправность у работников спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
  • наличие необходимых для работы исправного инструмента, приспособлений и средств связи;
  • исправность производственного оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, других машин и механизмов;
  • исправность средств коллективной защиты: наличие оградительных, защитных и предохранительных средств, исправность вентиляционных и осветительных установок;
  • состояние рабочих мест, правильность складирования материалов, заготовок и приспособлений, соблюдение габаритов, состояние маршрутов служебного и технологического проходов и проездов;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие и укомплектование аптечек для оказания первой помощи;
  • наличие и исправность бытовых приборов и оборудования.

Выявленные нарушения в начале рабочего дня (смены) непосредственный руководитель работ вносит в Ведомость несоответствий, выявленных в ходе ежедневной (ежесменной) оценки состояния охраны труда (далее – ведомость несоответствий).

В течение рабочего дня (смены) непосредственный руководитель работ проверяет:

  • соблюдение работниками требований инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях, правил пожарной и электробезопасности, эксплуатации подъемных сооружений, оборудования, работающих под избыточным давлением, и других правил, обеспечивающих безопасность выполнения работ и технологии производства работ на данном производственном участке;
  • отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
  • исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты.

Выявленные нарушения в течение рабочего дня (смены) непосредственный руководитель работ также вносит  в ведомость несоответствий.

Запись в ведомость несоответствий о нарушениях требований охраны труда, выявленных при проведении проверок или в ходе производственного процесса, кроме руководителя производственного подразделения может сделать любой другой руководитель, специалист, а также работник структурного подразделения (рабочий смены) в любое время при их обнаружении.

Выявленные нарушения ежедневного (ежесменного) контроля  по окончанию смены (рабочего дня) непосредственный руководитель работ заносит в Бланк визуализированной информации комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте, закрашивая соответствующую ячейку по категории наибольшей опасности нарушений (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом) согласно Перечню опасностей и предупреждений для ежедневной (ежесменной) оценки состояния охраны труда для вагонного хозяйства.

 

Опасность первой категории (закрашивается красным цветом):

  • Получение работником производственной травмы, ожога, отравления, дорожно-транспортное происшествие, авария или инцидент (аварийная ситуация) на оборудовании и объектах подразделения;
  • Наличие у работника признаков алкогольного, наркотического, токсического опьянения или других противопоказаний для выполнения им порученной работы;
  • Допуск к работе без прохождения обязательного периодического и предварительного медицинского осмотра;
  • Эксплуатация неисправного производственного оборудования, железнодорожного подвижного состава, подъемных сооружений, грузоподъемных и транспортных средств, других машин и механизмов;
  • Эксплуатация грузоподъемных кранов, ВРМ при наличии неисправностей в крановом пути и конструкции крана, ВРМ;
  • Эксплуатация электродомкратов при наличии неисправностей в конструкции;
  • Грубые нарушения работниками требований инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях, правил пожарной и электробезопасности, правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, оборудования, работающего под избыточным давлением, и других правил, обеспечивающих безопасность выполнения работ и технологии производства работ;
  • Проведение газосварочных работ на цистерне при отсутствии справки ВУ-19;
  • Работа по ремонту электрооборудования, которую необходимо выполнять по наряд-допуску или распоряжению без выдачи наряд-допуска, распоряжения;
  • Работа на высоте, которую необходимо выполнять по наряд-допуску  без выдачи наряд-допуска;
  • Резка частей вагонов при разделке в металлолом без предварительной строповки отрезаемых частей (вновь);
  • Техническое обслуживание неогражденного в установленном порядке подвижного состава;
  • Нарушение требований безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных работ с использованием автотранспорта, отсутствие порядка въезда-выезда автотранспорта на участок ТОР, установленных мест погрузки-выгрузки автотранспорта и ответственных лиц;
  • Отсутствие руководителя работ при производстве погрузочно-разгрузочных работ и ремонтных работах на участке ТОР; оставление без присмотра действующего оборудования;
  • Пользование сотовой связью, аудиоплеерами и другими устройствами (ipad, iphone), не предусмотренными технологическим процессом;
  • Работа на высоте без использования, либо использование не полного комплекта выданных систем обеспечения безопасности работы на высоте;
  • Работа в электроустановках без установки временных ограждений, знаков, переносных заземлений, шунтирующих штанг;
  • Нарушение правил безопасности при погрузо-разгрузочных работ с использованием подъемных сооружений, в т. ч. управляемых с пола;
  • Нахождение работников в зоне движения поездов, самоходных машин и механизмов и негабаритных мест в момент прохождения подвижного состава, нахождение под          неогражденным подвижным составом, применение  экстренного торможения локомотивной бригады в целях предотвращения наезда на работников на железнодорожных  путях;
  • Подлезание и протаскивание инструмента под неогражденным подвижным составом;
  • Техническое обслуживание неогражденного в установленном порядке подвижного состава;
  • Проезд работника вагонного хозяйства на подножке подвижного состава;
  • Переход железнодорожных путей в неустановленном месте или перед близко идущем поезде;
  • Снятие ограждения подвижного состава  оператором без объявления по громкой связи;
  • Встреча поезда вне "Островка безопасности";
  • Нахождение людей сидящих на рельсах, на концах шпал, напольных и наземных устройствах.

 

Опасность второй категории – оранжевый цвет

  • Отсутствие оградительных, защитных и предохранительных средств, неисправность вентиляционных, осветительных установок и других средств коллективной защиты
  • Нарушение регламента переговоров при ограждении рабочих мест при выполнении работ на ж.д. путях, нарушение порядка при оргаждении рабочих мест, предусмотренного нормативной документацией (при обработке п/с, при выполненнии работ по обслуживанию зданий сооружений, при обслуживании электроустановок         и т. д.)
  • Неисправность или неудовлетворительная работа громкоговорящей парковой связи, радиостанций, переговорных колонок
  • Отсутствие аптечек, их неукомплектованность
  • Отсутствие, неприменение или повреждение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты
  • Отсутствие у работников удостоверений, не проведение целевого инструктажа, нарушения в оформлении нарядов-допусков и других документов на выполнение работ, связанных с повышенной опасностью
  • Использование личного автотранспорта работниками в производственных целях без документального оформленного соглашения сторон трудового договора или приказа.

 

Опасность третьей категории – желтый цвет

  • Отсутствие необходимых для работы исправного инструмента, приспособлений и средств связи, использование неисправного или не предусмотренного технологией инструмента и приспособлений
  • Нарушение правил складирования материалов, заготовок и приспособлений, неудовлетворительное состояние рабочих мест
  • Нарушение габарита складирования материалов, заготовок и запасных частей вдоль железнодорожных и крановых путей
  • Неудовлетворительное состояние маршрутов служебных и технологических проходов и проездов, запасных и эвакуационных выходов (наличие ям, воды, наледи, открытых водоотводных люков, загроможденность и др.)
  • Отсыпка маршрутов служебных и технологических проходов щебнем крупной фракции
  • Уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода ниже установленных норм
  • Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние рабочего места, захламленность, запыленность
  • Заграмождение и/или захламление запасных/эвакуационных выходов/путей
  • Отсутствие установленных знаков безопасности на ж. д. станции, в цехе и др.
  • Неудовлетворительное состояние поверхности передвижения, применение нестандартных и не предусмотренных техпроцессом напольных покрытий
  • Отсутствие первичных средств пожаротушения
  • Курение в неустановленных местах.

 

Отсутствие нарушений – зеленый цвет

Наличие микротравмы – синий цвет

 

Второй уровень контроля – ежемесячный контроль

 

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть